Энергосбережение

"...Именно энергия, а не деньги станет
мерой богатства человечества
в ближайшие десятилетия"
Кеннет Уатт
(Дежкина В. В., "Беседы об экологии")


Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако, доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе.
zakonodatelstvo-rf-energoeffektivost
С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая, радиационная, химическая, магнитная, механическая, электрическая – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.
Законы, описывающие все, что может происходить с энергией, получили в физике название «Законы термодинамики». В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую и передаваться от одного тела к другому. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии.
Энергия – это не только очень важный помощник в повседневной жизни, но ещё и самый необходимый элемент выживания, поэтому мы должны к ней очень бережно относиться.
Рост потребления электроэнергии увеличивает нагрузку на природу, истощаются природные ресурсы, к экологическим проблемам добавляется угроза «энергетического голода».
При нерациональном использовании электричества расходуются уголь, газ и нефть и вода, запасы которых не безграничны, а выбросы в атмосферу вредных веществ огромны: жители больших городов задыхаются от смога. В результате сжигания топлива и сокращения лесов на земле в атмосфере увеличивается концентрация «парниковых газов», поэтому в атмосфере нарушается естественный баланс, что ведёт к потеплению и всеобщему изменению климата, к «парниковому эффекту».
Россия, несмотря на продолжительные трудности, осталась «энергетической сверхдержавой» - обладателем одним из самых больших в мире потенциалов топливно - энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России.
Проблема ресурсосбережения имеет свой специфический российский аспект – это расточительное расходование энергоресурсов и энергоносителей ввиду чрезвычайной энергоемкости средств производства топливно – энергетического и промышленного комплексов.
Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически.imgpreview 1

Реализация проекта по энергосбережению позволит сэкономить бюджетные средства, а также станет полезным элементом воспитательной системы школы и внесет важный вклад в развитие экологического образования. Наш век информационный, и часто дети из средств массовой информации получают много негативных сообщений, которые заставляют их чувствовать свое бессилие в решении экологических проблем. У учащихся формируется свое мнение, что эта работа бесполезна. Складывается ошибочное мнение, что проблемы экологии происходят где-то и до нас это не дойдет. Где-то вырубаются леса, где-то отравляют атмосферу, где-то повышен уровень радиации. Это глобальный уровень проблемы, задача школы приблизить мышление учеников, учителей и родителей к локальным проблемам.
Для получения первичных данных о состоянии изучаемой проблемы мы использовали метод анкетирования.
Объектом исследования являлись учащиеся начального, среднего звена, а также учительский коллектив и технический персонал МКОУ «Сухиновская СОШ».
Вопросы для анкеты мы взяли из сборника «Энергия и окружающая среда» Анкета включает в себя 21 вопрос. Исследование проводилось в перемены и в после урочное время.
Результаты были обработаны статистически
Анализ результатов показал, что на 47% опрошенных нужно ещё многому научиться и только 5% опрошенных соблюдают правила экономии. Нужно многому научиться ученикам начальных, средних и старших классов. Учителя и технический персонал умеют экономить и экономят. Поэтому работа по привитию навыков экономного расходования электроэнергии в домашних условиях была направлена на учеников начальных, средних и старших классов.
Для реализации намеченных мероприятий была создана инициативная группа в количестве 10 человек, в составе:
1. Павловская Е.Н. –заместитель директора по УВР;
2. Бондаренко В.И. – учитель биологии;
3. Зюбченко Н.М.. – учитель начальных классов;
4. Васильченко В.М..- учитель географии;
5. Валиева Л.А. – ученица 8 класса;
6. Ковалева Т.Е. – ученица 9 класса;
7. Каета К.М. – ученица 10 класса;
Решили поставить следующую ЦЕЛЬ:
1. Осознание учащимися проблемы экономного расходования энергоресурсов.
2. Привлечь учащихся школы к деятельности по сокращению потребления энергоресурсов, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
Перед собой мы поставили следующие ЗАДАЧИ:
• Привлечь внимание учителей, учеников, технический персонал школы и родителей к проблеме экономного использования энергоресурсов.
• Вовлечение обучающихся в процесс экономного использования энергоресурсов.
• Вести пропаганду идеи энергосбережения в каждой семье.
• Развивать практические умения в области сбережения электроэнергии.imgpreview

Анализ результатов.
1. Привлечение внимания учеников, учителей и администрации школы к данной проблеме.
2. Вовлечение учеников, учителей, администрации школы в проект по энергосбережению.
3. Итоговый анализ результатов опроса показал, что на 11% уменьшилось количество опрошенных, которым нужно ещё многому научиться и увеличилось на 9% количество опрошенных, которые соблюдают правила экономии.
4. В результате проведённой работы и обучения учеников самым простым приемам энергосбережения в быту, в некоторых семьях уменьшилось потребление электроэнергии.

Перспективный план
дальнейшей работы по направлению
«Энергосбережение».
1. Дальнейшее накопление материала по данному направлению работы.
2. Продолжать развивать познавательный интерес к вопросам энергосбережения.
1. Привлечение к данной работе родителей учеников.
2. Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.
3. Продолжать обучение простым приёмам энергосбережения в быту.
4. Выявить связь вопроса энергосбережения с вопросом здорового образа жизни.
5. Составление энергетического паспорта школы и дома.
6. Выращивание растений на биотопливе в школе, дома ("Огород на подоконнике").
7. Исследования учеников по проблемам энергосбережения.
8. Дальнейшее участие учеников школы в проектах по данному направлению.

300И помните: сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую. Сберегая энергию дома, вы также уменьшаете потери энергии при ее производстве и транспортировке. Наконец, вы также снижаете воздействие на окружающую среду.
Упражнение: В нашем классе и домах тепло уходит двумя способами:
• Сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный.
• Передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным.
Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков. Свежий воздух, поступающий в вентиляцию, должен нагреваться старым воздухом, выходящим из дома. Потери тепла не должны быть гораздо выше, чем «тепловые отходы» от разнообразных процессов в доме. Источниками таких «тепловых отходов» являются люди, осветительные приборы, а также различное оборудование.
Упражнение:
Нарисуйте дом своей мечты вместе со своими одноклассниками. После этого вам нужно «продать» дома друг другу. Обратите внимание покупателей на низкий расход энергии на эксплуатацию и содержание дома, чтобы получить хорошую цену за дом.
• Покажите, что разные материалы имеют различную теплопроводность. Возьмите чашку с горячим чаем. Опустите металлическую ложку в чашку, и она нагреется. Повторите тот же опыт с деревянной ложкой, и вы увидите, что она проводит тепло очень слабо.
• Воздух является плохим проводником тепла и может использоваться в качестве изолятора между стеклами или в стенах. В сауне вы можете находиться при температуре воздуха90 °C, но вода при той же самой температурой будет вас обжигать. Вы почувствуете это, плеснув воды на печь, потому что воздух станет более влажным ...
Теоретически, можно создать абсолютно непроницаемое помещение, как консервная банка. Если помещение хорошо изолировано, или расположено в открытом космосе, энергия или температура будет сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для доступа свежего воздуха. Все это позволяет выходить теплому воздуху, а теплу передаваться через поверхности помещения. Необходима постоянная подача дополнительного тепла для компенсации его потерь.

31798 html m11c3c6de

СПОСОБЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Если сквозняк ощущается рукой, то это явно слишком много! Холодные сквозняки идут из щелей, неплотно закрывающихся окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме, в процессе которой отыскиваются и заделываются щели.
Лучше всего начать с окон. Треснувшие стекла нужно заменить, а щели заизолировать прокладками и/или специальной лентой. Также слабым местом является пространство между оконными рамами и стеной, и по углам или в других местах, где соединяются различные элементы.
С холодильником ситуация такая же, как и с квартирой, в нем необходимо поддерживать нужную нам температуру. У холодильника есть соответствующее оборудование, которое «выкачивает» тепло изнутри наружу. Для поддержания эффективности процесса нам необходимо убедиться, что внутри не слишком много льда, а сам холодильник лучше всего расположить в наиболее холодном месте квартиры, чтобы разница температур внутри и снаружи холодильника была минимальна.
Наши сегодняшние дома построены без особых соображений о том, сколько энергии будет необходимо для поддержания удовлетворительной температуры внутри. Утепление стен, полов и крыш недостаточно. Их либо делают из материалов, хорошо проводящих тепло, либо утепляющие слои недостаточно толстые. Зачастую в стенах зданий образуются «мосты холода» - плохо утепленные места, через которые тепло уходит наружу.
Добавить утепление к существующему строению - большая и, как правило, очень дорогая работа. Но было бы отличной идеей добавить новое утепление при капитальном ремонте стен и крыши. Если ваша комната очень холодная, утеплить ее помогут даже просто ковры на самых холодных стенах и на полу, и плотные шторы на окнах. Но шторы не должны покрывать отопительные батареи, препятствовать обогреву комнат!
Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. В старые дома поступает гораздо больше холодного воздуха, чем требуется для вентиляции.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ САМИ
• Утеплить окна для устранения сквозняков.
• Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
• Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
• Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период.
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ
• Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате.
• Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ... Советы по сохранению хорошего микроклимата в классе:
• Проветривайте класс 2 - 3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
• Проветривайте класс после каждого урока.
• Отодвиньте парты от батарей отопления. 
• Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие.
• Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару. .
• Проверьте, все ли выходят из класса на переменах.
...вам холодно даже при высокой температуре воздуха, если комнатные поверхности холодные?
...шерстяной свитер и хорошие тапочки создадут ощущение тепла без повышения температуры в комнате?
...из-за низкой теплопроводности кожи ступней люди способны, не обжигаясь, ходить по раскаленным углям?
...даже низкое зимнее солнце способно нагреть комнату через окна, поэтому раздвигайте занавески в солнечные дни, если вам необходимо дополнительное тепло?
...Россия является одним из крупнейших регионов мира, в котором широко распространены ТЭЦ (теплоэлектростанции)? При повышенной эффективности они могли бы стать лучшими и наиболее гибкими энергосистемами в Европе.energo1

ПРАКТИКУМ Израсходованная энергия рассчитывается так:
Энергия =мощность x время работы
Используя данные таблицы рассчитайте, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения израсходованной вашей семьей за сутки электрической энергии и сколько углекислого газа выделится при этом.
При определении массы израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа используйте следующие выражения:
Задание
Составьте «энергетический паспорт» своей квартиры или дома.
Для этого заполните следующие таблицы
Для заполнения таблиц вам необходимо будет обратиться за помощью к родителям. Мощность прибора указана в его паспорте или на самом приборе (пример: электрические лампочки).

Таблица


п. п

Наименование вида
топлива

Удельная теплота
сгорания, кВт•ч/кг, 
кВт•ч/м3(для газа)

Удельное количество
углекислого газа,
м3/кг, м33 (для газа)

1.

Уголь 

8, 1 

1, 7 

2.

Нефть 

12, 8 

1, 5 

3.

Природный газ 

11, 4 

1, 2 

Таблица

Виды и источники энергии

Вид энергии

Источник

Тепловая энергия (для отопления)

Центральное отопление, собственный источник тепловой энергии (газовый котел, печь, собственная котельная)

Тепловая энергия (для приготовления пищи)

Электрические плиты, газовые плиты

Электрическая

Электрическая сеть, другой источник

Таблица
Характеристики электропотребителей

№№ 
пп

Наименование

Количество, шт

Суммарная мощность, кВт

Время работы за сутки, час

Электроэнергия, израсходованная за сутки, кВт•ч

1.

Электрические лампы

       

2.

Холодильники

       

3.

Электрические печи

       

4.

Стиральные машины

       

5.

Телевизоры

       

6.

Магнитофоны

       

7.

Компьютеры

       

8.

Электрические чайники

       

9.

Утюги

       

10.

Другое оборудование

       

Суммарное потребление электрической энергии за сутки

 

Для нефти и угля -

Для природного газа -