Профориентация обучающихся

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

profor

Программа профориентации - Мой выбор 

Матрица выбора профессии

Выбор профессии - Это серьезно

Дифференцированно-диагностический опросник

Опросник Голланда

Тест интересов и склонностей

Тест на профориентацию - Кем работать?

 Профориентационная работа в школе
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
• сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
• Профессиональная информация.
• Профессиональное воспитание.
• Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Принципы профориентационной работы
• Систематичность и преемственность.
• Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
• Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
• Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
• Связь профориентации с жизнью.
Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека. Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.
Мероприятия в школе по профориентации учащихся
• формирование положительного отношения учащихся к труду;
• проведение спецкурса "Профориентация. Мой выбор. 9 класс";
• осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
• изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
• выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
• проведение профконсультаций школьников;
• осуществление психофизиологической диагностики способностей;
• выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;
• проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
• проведение экскурсий на предприятия, в организации;
• участие в ярмарке профессий;
• участие в работе профориентационного автобуса и др.

 s2734528096151894

Какую профессию выбрать? Как же разобраться в себе?
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества".Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Итак, для того, чтобы выбрать профессию,необходимо прежде всего познать себя.
Твой характер пока только формируется. Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Главное – интерес.
Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая.
Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника").
Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Что влияет на выбор профессии?
• Позиция старших членов семьи
• Позиция товарищей, подруг
• Позиция учителей, школьных педагогов
• Личные профессиональные планы
• Способности
• Уровень притязаний на общественное признание
• Информированность
• Склонности